Колесова Оксана Михайловна


ПОВЕРНЕМСЯ К СЧАСТЬЮ ЛИЦОМ
Опубликовано:
ОКСАНА КОЛЕСОВА, КРЫМ
Л.Н.Толстой однажды заметил, что «человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».
В своих рассуждениях о смысле жизни современный греческий психолог приглашает своего читателя вникнуть в сюжет незамысловатой житейской истории. Мужчине, который завалил деньгами все банки мира, вложил их в недвижимость, судостроение, земли, драгоценности вдруг захотелось почувствовать себя свободным и счастливым. Он искал это чувство повсюду: в женщинах, дорогостоящих путешествиях, в утехах, казино. Увы, все старания оказались тщетны. Жизнь становилась бессмысленной.
Однажды утром, выйдя из дома, возмутился тем, что по соседству с его шикарной машиной, стоимость которой переваливала за 100 тысяч долларов, остановился никчемный, повидавший виды, дряхлый автомобиль: от времени поржавевший, в некоторых местах на нем поблекла и исчезла краска. Оставалось только догадываться, как он еще передвигается.
Богатый, донельзя раздраженный, ринулся к хозяину «ретро» выяснять отношения.
Из машины вышел молодой красивый парень со счастливой улыбкой на лице. Не замечая вокруг никого, он открыл заднюю дверцу своего автомобиля и подал руку женщине с младенцем на руках. Пара светилась от любви друг к другу, и это не давало права даже очень богатому человеку вторгаться в их мир. Нежно обнявшись, они не шли, а плыли, воркуя и не переставая радоваться друг другу.
Иногда мне кажется, что все, что происходит с нами сегодня, близко по смыслу к этой истории. Мы построили свой общий дом, а жить в нем неуютно. Кризис никого не щадит. Богатые сегодня тоже плачут. И разница между ними и бедными только в том, что первые теряют миллиарды, а вторые - последнее. Но на суд все приходят ответчиками за вольные и невольные грехи свои.
Разрыв между уровнем жизни богатых и бедных в нашей стране перешагнул за 34%. В странах цивилизованного мира этот показатель не превышает 14%, вызывая искреннюю обеспокоенность будущим человечества. На борьбу с бедностью направлены все государственные программы, за их осуществлением следят целые институты и организации. А наше катастрофическое положение легко ложится в тексты постановлений об улучшении социально-экономических условий жизни человека. И если вдруг обнаруживается несоответствие с реальностью, то мы свои беды с легкостью списываем на внешнего врага. Так и живем: народ себе, власть себе. Сытый голодному - не товарищ.
Эту политику мы справедливо называем бездарной, но редко акцентируем внимание на полной безнравственности тех, кто ее проталкивает. Они на самом деле построили своеобразную пирамиду. А строительство любой пирамиды заканчивается отсутствием новых «кирпичиков». В такой ситуации в ход идут различные меры по дестабилизации ситуации. И, конечно, всегда можно найти тех, кто может поджечь шнур, даже не думая о том, что бомба лежит в его же рюкзаке. К сожалению, время мобилизации никогда не проходило. Беды капитализма можно перечислять долго, но главная причина их заключается в том, что прибыль – это сэкономленный труд, а обществу нужны товары и услуги, так что интересы собственника-предпринимателя и общества расходятся. Чудовищная государственная машина пытается, но все равно не в силах их гармонизировать. И только по недоразумению капитализм называют свободным обществом.
Украина обладатель 13 процентов плодородных земель мирового запаса. Но мы все знаем, как они используются и почему они пустуют и каково положение фермеров и арендаторов, готовых сделать этот сектор экономики страны рентабельным. Истина рядом: пока не повернемся лицом к своему счастью, несчастье не покинет нас.
Надо признать, что олигархическое влияние на управление страной по-прежнему остается сильным. А это источник бед и разрушений. И три-четыре группы людей, кажущиеся оплотом государственной идеи, не в состоянии во имя этой же идеи поступиться своими эгоистическими принципами. Вот такие противоречия гложут наше общество. Нет политических деятелей, которые способны поставить государственные интересы выше своих, корпоративных. Большим пробелом является и отсутствие государственной элиты.
Цель общества, оказавшегося в эпицентре экономического и финансового кризиса, заключается как раз в глубоком освоении ценностей внутренней культуры личности, дабы устремить народы к достижению высших идеалов бытия. Для этого необходимо вооружиться всеми современными средствами гуманитарного знания, в первую очередь, социологической науки, отечественной культурологии и других. Однако социология как наука это порождение западного образа мышления и мировое сообщество упорно продолжает развивать традиции именно этого метода. В то время как культурологию подменяют некоей культурной антропологией. И это несмотря на то, что еще в 1949 году Лесли Уайт (США) первым в мире выпустил книгу под названием «Наука о культуре». Сегодня можно было бы добрым словом вспомнить о ее шестидесятилетии, но этого не происходит, так как ценности жесткой рационализации науки не позволяют различать существование двух парадигм – цивилизационного и социокультурного методов мышления.
Сегодня можно признать, что в мире преобладает североамериканский образец бытия и, кажется, не совсем серьезным ставить вопросы наподобие «Когда закончится кризис?» или «Кто выиграет в результате кризиса?». Экономический кризис не может закончиться скоро по той простой причине, что человек пока не способен отказаться от материального обогащения. Он трудно осознает тот факт, что существует другой – внутренний мир человека – мир культуры, духовности, чувственности, без которых практически невозможна нормальная самореализация человека. Необходимо развитие внутренней культуры каждого. Да, о культуре у нас говорят много, но мало пока что делаем. Хотя эта задача, так сказать, исконный, священный долг любой цивилизации, которая, находясь на стыке двух миров, только и может сказать свое слово по поводу того, как следует поступить, исходя из самой сущности понимания культуры в условиях экономического, военно-политического или духовно-нравственного кризиса.
Очевидно, что первый же, хотя и формальный ответ здесь такой, что не следует «загонять» себя в заведомо кризисные условия бытия. Если жестко цивилизационные условия бытия приводят к кризису, то следует предусмотреть какие-то смягчающие условия против этой беды. Это очевидно. И, как представляется, развитие исследований именно культурологического аспекта социологической науки сегодня может оказаться весьма перспективным, может сказать свое научно обоснованное слово в постижении немалых тайн совершенного способа бытия. Однако следует прямо сказать о том, что трудно рассуждать о социологии культуры, пока не определена сущность самого феномена «культура».

Генеральний директор «Фонда недвижимости «Земельний резерв»
Генеральний директор «Земельний Фонд»
Генеральний директор Торгово – Промышленной компании«ИМПРЕСТ»
Частный предприниматель с 1995 года